• 01 сентября 2005 года
Посмотреть в полный размер

  Володарский мост

      Проект планировки Ленинграда 30-х годов предусматривал значительное развитие юго-восточной его части. В том месте, где Ивановская улица подходит к Неве, для связи между ее берегами было намечено строительство моста. Стоит отметить, что планировалось несколько мостов через Неву. Они должны были связать левый и правый берег в районе Александро-Невской Лавры. Возле Невского завода им. В.И. Ленина в створе нынешних улиц Коллонтай и Большого Смоленского проспекта и уже упоминавшийся выше мост в районе Ивановской улицы. По плану он должен был стать важным звеном центральной дуговой магистрали, пробиваемой со стороны проспекта имени Сталина, а ныне Московского проспекта.
      Володарский мост стал первым мостом, построенным в советское время. Он был возведен в 1932-1936 годах по проекту архитектора Г.П.Передерия, архитекторов А.С.Никольского и К.М.Дмитриева. 7 ноября 1936 года по мосту началось движение. На мост возлагалась очень ответственная задача. На долгие годы он должен был обеспечить надежную связь с Правым берегом Невы. По мосту проходила трамвайная линия. Она шла по всему Правому берегу и выходила к Охтинскому мосту. Это давало возможность жителям нынешнего Красногвардейского района добираться в основную часть города. Напомню, что мост Александра Невского появился только в 60-х, а метро лишь в конце 80-х годов.
      Вот выдержка из «Путеводителя по Ленинграду» 1939 года.
      "Вблизи - новый мост Володарского. Его легкие арки видны еще издали. Мост Володарского открыт для движения в 1936г. Он построен проф. Передерием, применившим здесь новейшие методы искусства мостостроения. Разводная часть моста электрифицирована и приводится в действие в течении 11/2-2 минут. Посмотреть в полный размерПешеходная часть отделена от проезжей балюстрадами, что имеет большое значение для предотвращения несчастных случаев. По обе стороны моста спускаются к набережным, с их красивыми чугунными оградами ,широкие марши лестниц.
      С моста Володарского открывается далекая перспектива центральной дуговой магистрали, прокладываемой по направлению к Дому Советов. Ряд новых домов магистрали, строящихся по проектам архитектурной мастерской Фомина и Левинсона, составляет единый архитектурный ансамбль, являющийся ярким примером преобразования жалкой Посмотреть в полный размер окраины капиталистического Петербурга в один из центральных районов социалистического Ленинграда.
      Если пройти от моста Володарского по дуговой магистрали к западу, то мы быстро выйдем на новую параллельную улицу, являющуюся продолжением б. Кладбищенской улицы и прокладываемую параллельно Шлиссельбургскому тракту с целью разгрузить транспортное движение по этой главнейшей магистрали района.
      У самого моста находится памятник Володарскому, воздвигнутый в 1925 году. В. Володарский был убит эсерами 20 мая 1918 г. близ этого места. Статуя памятника работы скульптора М.Манизера ваполнена с большим портретным сходством и дает прекрасный образ любимого питерскими рабочими пламенного трибуна революции, именем которого зовется весь б. Район Невской заставы. Памятник находится здесь временно и будет перенсен к строящемуся вблизи моста Володарского Дому райсовета Володарского района. Дом райсовета строится по проекту архитекторов Фомина и Гедике и уже в незаконченном виде привлекает внимание прекрасными пропорциями и строгими линиями, отражающимися в водах Невы."
      В годы войны было подготовлено распоряжении об изыскательных работах, дабы в случае крайней необходимости превратить Володарский мост в железнодорожный. Он становился дублером единственной железнодорожной переправы через Неву - Финляндского железнодорожного моста. К сожалению не известно какую роль играл мост в ходе "Зимней войны". По некоторым данным он использовался военными для переправки военных эшелонов. для этого были разработаны специальные стрелочные переводы.
      По своему устройству мост напоминает построенный в начале века Охтинский мост. Мост представляет собойПосмотреть в полный размер трех пролетное строение. Средняя часть двукрылая и разводная. Существенное отличие от существовавших ранее мостовых сооружений он отличался наличием развязок в двух уровнях. Позже этот опыт был использован в строительстве Москвы. Общая длина моста составляет 325,24 метра, ширина между осями ферм – 20,2 м, ширина тротуаров – по 3 м, длина боковых арочных пролетов – 101 м, длина центрального разводного пролета – 43,6 м. Масса крыла разводного пролета – 385 т, масса противовесов – 400 т. Обе речные опоры возведены на кессонных основаниях, береговые устои на свайных. Перекрытия боковых пролетов выполнены из гибких железобетонных арок с жесткой затяжкой. Разводной пролет стальной, состоящий из двух крыльев. Пролетные строения путепроводов – балочные железобетонные с пролетом 32 метра.
      В данном строении было применена еще одна смелая новаторская идея. Разводной пролет был сварен из отдельных элементов. Это было первый опыт применения электросварки в столь крупных сооружениях . Для 1931, а именно тогда проектировался мост, это было очень смелое решение.
      При сооружении моста впервые на практике была осуществлена доставка железобетонных гибких арок массой до 4000 т, с помощью понтонов. Руководил доставкой арок к месту строительства академик А.Н. Крылов, который сконструировал специальные понтоны.
      Передерий впервые применил в практике конструирования железобетонных арочных ферм трубчатую арматуру – металлические трубы, предварительно заполненные бетоном. Арки нового моста по размерам и форме очень напоминали фермы Охтинского моста. По мнению многих архитекторов, влияние моды на конструктивизм значительно повлияло на внешний вид моста и далеко не в лучшую сторону.
      «Ошибка» была исправлена в конце 80-х. Перед правительством города встал вопрос о срочной реконструкции моста. За 5 с лишним десятилетий железобетонные конструкции износились, а нагрузка все возрастала. Реконструкция, проведенная в 1970-1971 годах, коснулась лишь отдельных частей моста, устаревших за время его эксплуатации.
      Реконструкция моста была вызвана все возрастающим потоком транспорта и отсутствием рядом других мостов. Еще один мост в створе Большого Смоленского проспекта так и не был построен за 70 лет советской власти, а Ладожский и мост Александра Невского находился очень уж далеко. Реконструкцией моста занялся «Ленгипротрансмост», главный инженер проекта Н.Г.Тихомиров.
Посмотреть в полный размер       Основной проблемой при строительстве стало наличие большого количества маршрутов общественного транспорта через Володарский мост. Дело осложнялось отсутствием на правом берегу станций метро. Было принято решение о строительстве временной разводной переправы.
      Временный мост располагался ниже по течению практически рядом с Невским райсоветом. Работы начались в 1986 году. В 1988 мост был закрыт для движения. По временному мосту передвигались только автобусы, следующие по маршрутам городского транспорта и машины специальных экстренных служб. Съезд с моста проходил между Невским универмагом и улицей Матюшенко, а далее выходил к метро Ломоносовская. Вокруг сквера у метро Ломоносовская было организовано кольцо 28 и 33 троллейбуса. Трамвая двигались вдоль Невского универмага объезжая место строительства по траектории буквы «П».
      Конструкции моста были признаны вполне пригодными для дальнейшего использования, а по сему были аккуратно демонтированы, для возможной установки в другом месте. У всех вызывало удивление особая конструкция временного моста. Наличие разводной части в виде съезжающего на правый берег пролета еще можно было понять, но непонятная узость и необычность двух оставшихся пролетов озадачивала.
      После демонтажа старых пролетных строений к месту стройки доставили новые. Они представляли собой цельносварные металлические конструкции. Высоту опор увеличили на 4 метра, что значительно приподняло мост над водой. После установки пролетов обозначился будущей силуэт выгнутой, словно лук, переправы.
      После монтажа разводной части было открыто движение по верховой части моста. Посмотреть в полный размерПроведя сравнение временного и уже готовой части постоянного моста можно было определить, что для строительства низовой части будут использованы конструкции временного моста. С помощью такого хитрого хода строителям удалось разрубить сложный транспортный узел, не разрывая связи между двумя берегами и сэкономить громадные средства, применив для строительства временного моста элементов, которые впоследствии стали новым Володарским мостом.
      Ширина моста увеличилась до 36 метров. Изменилась схема движения трамваев. Если раньше трамваи съезжали с проспекта Обуховской обороны возле «Ломоносовского фарфорового завода», а далее по улице Матюшенко на улицу Бабушкина и затем на Ивановскую улицу. После реконструкции трамваи забираются на мост по специально построенной эстакаде. Эстакада стала последним крупным инженерным сооружением в Ленинграде-Петербурге построенной для рельсового транспорта. Кроме этого появились подземные переходы возле Невского универмага и на пересечении улиц Бабушкина и Ивановской.
Посмотреть в полный размер
Часть вторая
      В 2003 году на мосту была произведена обработка наружной поверхности моста и заменено асфальтовое покрытие. В настоящее время мост испытывает предельные нагрузки. Количество транзитного транспорта в последние годы резко увеличилось, но пропускная способность Ивановской улицы и одноименного путепровода остались прежними. По оценкам специалистов, в настоящее время 1 год службы работы моста можно приравнять к 5 годам спокойной жизни.
      Вот прошло уже более 10 лет с момента реконструкции Володарского моста. Теперь под его пролетами бушует зеленая река. Да, я не ошибся, именно зеленая река, поскольку мост стоит теперь на суше. Два старых пролета были отбуксированы выше по течению в район населенного пункта Новосаратовка. Для их хранения и выгрузки на берег была подготовлена специальная площадка. Как на громадных салазках с помощью лебедок мост втащили на берег. Рядом с ним стоят дома, а на опорах, по которым втаскивали мост, теперь ловят рыбу.
      Мост был вывезен так скоропостижно, что на его конструкциях еще видны корпуса светильников, элементы контактной сети троллейбусов. Пролеты лишь максимально облегчили, демонтировав лишь пешеходные плиты, гидроизоляцию и асфальтовое покрытие.
На вертикальных столбах еще видны остатки световой иллюминации. Нам удалось прочесть лишь «19_7». С помощью простых электрических лампочек высвечивалась знаменательная дата, а также подсвечивался транспарант с соответствующей тематикой.
      Планировалось использовать пролеты моста для создания музея мостов. Мост должен был стать зданием, но, увы, время расставило свои акценты. Во многих местах видны следы вскрытия бетона, вероятно, это делалось с целью обследовать состояние арматуры. Некоторые из «ран» аккуратно заделаны раствором.       Вот и весь рассказ об одной из переправ города Ленинграда-Санкт-Петербурга.



Фотогалерея


Литература:

1. Архитектура Ленинграда. Л.: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре. Ленинград-Москва 1953, – 340 с.
2. Мосты и набережные Ленинграда. Фотоальбом. Составитель П.П. Степнов. Л.:Лениздат 1990, – 320 стр.
3. Хомутецкий Н.Ф. Ленинград. Очерк архитектуры. – Л.:Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре. 1953, – 210 стр., с ил.
4. Бунин М.С. Мосты Ленинграда. Очерки истории и архитектуры мостов Петербурга-Петрограда-Ленинграда. – Л.: Стройиздат, Ленинградское отделение, 1986, – 280 с., с ил.
5. Ленинград. Путеводитель. – Л.: Газетно-журнальное и книжное издательство Ленинградского Совета депутатов трудящихся, 1940, – 616 с.


Благодарю за помощь в подготовке статьи:
Евгения Евдокимова
Сергея Мурашева
Романа Агапитова
Rumm
Rambler's Top100    
Авторы проекта ТУ2-167, РомкА, Румм и Тон1к
Внимание. На странице присутствуют объекты выполненые по технологии флеш. Если у Вас не установлен проигрыватель Macromedia, то установка начнется через несколько минут.