• 18 февраля 2006 года

  Ансамбль площади Островского

В 1816-1818 годах К. И. Росси разработал проект создания новой большой городской площади между Аничковским дворцом и зданием Публичной библиотеки. Он предложил возвести на площади монументальное здание городского театра и связать его проездом с предмостной площадью на Фонтанке у Чернышева моста. Были построены два симметричных павильона и сооружена ограда небольшого сада у Аничковского дворца.

К 1834 году работы были в основном завершены. Создание ансамбля двух площадей и соединяющей их Театральной улицы (ныне улица Зодчего Росси) явилось крупной заслугой Росси. В ансамбль входят три сада: сквер перед зданием театра - Екатерининский, сад Аничковского дворца и сквер на площади Ломоносова. Первый из них распланирован в конце 1860-х годов на месте существовавшего партерного сквера. В 1869-1873 годах здесь сооружен памятник Екатерине II.



Росси не удалось довести до конца работы по строительству ансамбля. Ряд участков был застроен впоследствии такими зданиями, как дом архитектора Н. П. Васина на углу Толмазова переулка (ныне переулок Крылова), расположенное рядом с ним здание Городского кредитного общества, и другими, выпадающими по характеру архитектуры из ансамбля.

Площадь Островского меняла свое название трижды. С 13 августа 1832 - 6 октября 1923 она называлась Александринской пл., с 6 октября 1923 - 1925 - пл. Писателя Островского, в память драматурга А. Н. Островского (1823-86). С 1925 она носит свое нынешнее название - пл. Островского.

При Александре II планировалось украсить Екатерининский сад статуями выдающихся деятелей периода царствования императрицы. Долгое время велись ожесточенные споры о том, кто наиболее достоин этой чести, и лишь в 1880 году император Александр II утвердил проект, в результате которого планировалось создать "пантеон достопамятных людей Русской земли в славный век Екатерины II". Предполагалось поставить 29 статуй и бюстов государственных и военных деятелей, художников, архитекторов, писателей, чьи заслуги перед Россией во второй половине 18 века были общепризнанны. Однако осуществление грандиозного проекта откладывалось, а потом и вовсе было отменено.



Александринский театр постоен в 1828 - 1832 гг. В 1832-1920 Александринский, с 1919 академический, с 1920 Петроградский (Ленинградский) государственный академический театр драмы (Акдрама, Госдрама), с 1937 им. А. С. Пушкина, с 1991 Российский государственный академический театр драмы им. А. С. Пушкина (Александринский театр).

Здание театра - один из лучших памятников петербургского классицизма, созданный арх. К. И. Росси. Главный фасад отмечен лоджией с 6 коринфскими колоннами, увенчан аттиком с лепными рельефами и колесницей Аполлона. В нишах по сторонам лоджии главного фасада - скульптуры Терпсихоры и Мельпомены, на заднем фасаде - Клио и Талии. Боковые фасады украшены 8-колонными портиками.



Ночной снимок театра



Российская национальная библиотека имени М. Е. Салтыкова-Щедрина - ранее Публичная библиотека. Именно так ее решила назвать императрица, мечтавшая открыть в столице "общедоступное книгохранилище, способствующее просвещению дворян". Ей хотелось, чтобы это книгохранилище было устроено по образу крупнейших европейских библиотек, но при этом оно должно было быть доступным для всех жителей города, то есть, как тогда говорили, публичным. В 1795 г - при Екатерине II- началось строительство Императорской публичной библиотеки, открытой лишь в 1814 г. Жители города называли ее "Храмом просвещения" и часто приходили туда не только для того, чтобы читать, но еще и ради возможности посмотреть на редкие книги и рукописи, так что первые годы своей работы библиотека немного напоминала музей.



Памятник императрице Екатерине Великой был торжественно открыт 24 ноября 1873 года. Решение воздвигнуть памятник было принято в 1862 году, в столетнюю годовщину восхождения царицы на престол. В том же году состоялась церемония закладки памятника. Проект монумента был разработан художником М. Микешиным. В создании памятника принимали участие скульптор М. Чижов, который вылепил модель статуи Екатерины, А. Опекушин, отвечавший за исполнение моделей фигур сподвижников императрицы, а также мастер Д. Гримм, спроектировавший пьедестал.



У основания памятника Екатерине находятся фигуры видных деятелей России второй половины 18 века: военачальников А. Суворова и Г. Потемкина, графа П. Румянцева, поэта Г. Державина, президента Академии художеств И. Бецкого, княгини Е. Дашковой, возглавлявшей Академию наук и Российскую академию, графа А. Орлова, главы Коллегии иностранных дел А. Безбородко и флотоводца В. Чичагова. При работе над скульптурными образами сподвижников Екатерины II мастера руководствовались их прижизненными изображениями и описаниями современников, стараясь достичь портретного сходства с реальными историческими деятелями.

СУВОРОВ Александр Васильевич (1729-1800), полководец, граф Рымникский, князь Италийский, генералиссимус. В ходе русско-турецкой войны 1787-91 нанес турецкой армии ряд поражений, прославился штурмом Измаила, за отличие в 1789 г возведен в графское достоинство Российской и Священной Римской империй.

ПОТЕМКИН (с 1775 Потемкин-Таврический) Григорий Александрович (1739-1791), граф и светлейший князь, государственный и военный деятель, фаворит императрицы Екатерины II, ее тайный супруг (с 1774) и фактически соправитель, генерал-фельдмаршал. Его трудами были завоеваны Восточное Причерноморье, Таврия, Новороссия (Южная Украина), началось освоение и заселение этих земель.



РУМЯНЦЕВ Петр Александрович. (1725-1796), граф, ген.-фельдмаршал, за отличия в русско-турецкой войне 1768-74 пожалован в 1775 поч. наименованием "Задунайский".



ДЕРЖАВИН Гаврила Романович (1743-1816), поэт, государственный деятель, действительный тайный советник. Державин достиг высших государственных должностей: статс-секретарь императрицы Екатерины II, сенатор, президент Коммерц-коллегии, министр юстиции и член Госудрственного совета. Литературную известность приобрел в конце 1770-х гг., когда стал членом Львовско-державинского кружка и постоянным автором журнала "Санкт-Петербургский вестник".

БЕЦКОЙ (Бецкий) Иван Иванович (1703 или 1704-1795), государственный и общественный деятель, действительный тайный советник. Руководил застройкой Санкт - Петербурга. Разработал проект общегосударственной системы образовательных. учреждений, основал Смольный институт, работал над созданием всероссийской сети воспитательных училищ.

БЕЗБОРОДКО Александр Андреевич (1747-1799), светлейший князь, государственный деятель, государственный канцлер. Участник русско-турецкой войны 1768-74 (секретарь П. А. Румянцева), в 1775-96 личный секретарь императрицы Екатерины II, докладчик по внутриполитическим делам. С 1780 член Коллегии иностранных дел, с 1786 член Совета при высочайшем дворе, один из руководителей внешней политики России.



ДАШКОВА (урожд. Воронцова) Екатерина Романовна (1743 - 1810), княгиня, организатор науки и просвещения. Участница дворцового переворота 1762 г, приближенная императрицы Екатерины II. В 1783-94 директор Петербургской АН (ведала ее организацией, хозяйственной, издательской частью, а также работами по картографированию России) и президент Российской академии, организовала составление и издание "Словаря Академии Российской" (т. 1-6, 1789-94) - первого академич. толкового словаря русского языка.



ОРЛОВ Алексей Григорьевич. (1735 или 1737-1807), граф, ген.-аншеф, участник русско-турецкой войны 1768-74, за победу над турецким флотом в 1770 в морском сражении при Чесме награжден орденом Св. Георгия 1-го класса с присоединением к фамилии поч. титула "Чесменский", в 1774-75 захватил и доставил в СПб. "княжну Тараканову", с 1775 в отставке.

ЧИЧАГОВ Василий Яковлевич (1728-1809), адмирал. С 1745 служил на Балтийском флоте. В 1765-66 возглавлял подготовленную по проекту М. В. Ломоносова экспедицию в Северном Ледовитом океане по отысканию морского пути из Архангельска на Камчатку. В 1770-72 занимался подготовкой экипажей кораблей Балтийского флота, был командиром Ревельского, затем Кронштадтского портов. С 1775 член Адмиралтейств-коллегии.



Вензель императрицы Екатерины II



Фонарь на площади Островского - небольшая серия майских снимков



Он же - фотография снята через неделю после предыдущей.



И его брат-близнец - спустя еще неделю.



Ансамбль площади Островского является одним из высших достижений русского градостроительного искусства.

    Этот прекрасный рассказ и фотографии предоставлены Глафирой Львовной и Внучкой, двумя замечательными пользователями Живого Журнала.
Авторы проекта ТУ2-167, РомкА, Румм и Тон1к
Rambler's Top100    
Внимание. На странице присутствуют объекты выполненые по технологии флеш. Если у Вас не установлен проигрыватель Macromedia, то установка начнется через несколько минут.